Автотехническая экспертиза – это комплексное научно-техническое исследование автотранспортного средства с целью оценки текущего состояния автомобиля, а так же стоимости восстановительного ремонта в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Благодаря данному виду экспертизы можно так же определить виновника аварии.
Автотехническая экспертиза является наиболее сложной и многокомпонентным видом экспертиз, т.к. требует использования информации из самых разных областей знания: технологии изготовления транспортных средств, их технического обслуживания и ремонта; организации и безопасности дорожного движения; проектирования, строительства и эксплуатации дорог; и др.
Для производства судебной автотехнической экспертизы необходимы следующие материалы:
– определение (постановление) о назначении экспертизы;
– копия технического паспорта ТС, свидетельства о регистрации ТС;
– справка о ДТП;
– схема ДТП;
– протокол осмотра места ДТП;
– протокол осмотра и проверки технического состояния ТС;
– фотографии, видеозаписи (если имеются).
Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколами допросов свидетелей.
Примерный перечень вопросов, решаемых автотехнической экспертизой:
• Имелась ли возможность предотвратить ДТП при данном техническом состоянии ТС?
• Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП?
• Каковы траектории движения ТС до момента столкновения?
• Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП?
• Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП?
• Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.), погодных условий на момент ДТП?
• Определить техническое состояние ТС, его отдельных узлов, механизмов и деталей? Если ТС не исправно, определить причину образования дефектов или неисправностей (заводской брак либо неправильная эксплуатация)?
• Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
• Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД?
• Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП?